1. “Помоги мне это сделать самому” - не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.
При оказании помощи мы, взрослые, приносим больше вреда чем пользы. (Это очень важно при освоении ребёнком новых навыков) Обязательным условием в моменте является наличие ресурсного состояние родителя и ребёнка);
2. Признание у ребенка внутреннего учителя ведомого «хормой» (термин М. Монтессори) у которого обязательно есть огромнейший интерес к какому-либо явлению в определенное время. Особенно он проявляется, если ребёнка не тревожат другие раздражители души.
3. Занятия основаны на явлении (введённом Марией Монтессори) «Впитывающий разум».
Оно позволяет ребёнку
- во-первых, создавать СЕБЯ, как в интеллектуальном так и личностном аспекте;
- во-вторых, адаптироваться к культуре своего времени и места.
Как результат - позволяет быть человеком будущего, человеком именно своего места и времени.
4. Свобода выбора.
«Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».
Свободное перемещение по классу, выбор занятий, времени принадлежащего этом процессу, партнеров, но без нарушения границ других людей.
5. Дети - активные участники процесса обучения.
6. Самостоятельный контроль ошибок, безоценочное суждение, как самого ребёнка, так и одноклассников, педагогов;
7. Наличие определенных обязательных правил занятий в среде, обеспечивающих безопасность всех участников.
8. Вера в ребёнка - краеугольный камень педагогики М. Монтессори наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений;
9. Принцип единения школы и семьи;
10. Трехгодичный возрастной диапазон. Данный параметр предусматривает разделение обучающихся на группы по возрастам:
от 1 до 3 лет (в детском саду)
от 3 до 6 лет (в детском саду)
от 6-12 лет (в школе)
от 12 до 18 лет (в школе)
Каждая из групп обучается по курсу, рассчитанному на тот или иной возрастной диапазон;
11. Монтессори-гид. Занятия проводятся взрослым, чья подготовка осуществляется в соответствии со стандартами. Обучение проводится комплексно, по программе той или иной возрастной группы. По результатам обучения Монтессори-гид сдает все необходимые экзамены по теоретической и практической части комиссии. При успешной сдаче экзаменов он получает диплом.
12. Ассистент. Это «правая рука» Монтессори-гида, его помощник, организующий процесс занятий, поддерживающий и координирующий совместную деятельность детей.
13. Создание максимально благоприятной воспитывающий и обучающей среды, обеспечивающиобеспечивающей комфортное самочувствие и максимальное развитие потенциала.
14. Высокие требования к дидактическим материалам предусматривают наличие полного комплекта материалов, рассчитанного на определенную возрастную группу. Использование материалов не соответствующих стандартам, а также применение только их части (отдельных элементов, упражнений и т. д.) исключает возможность полноценного всестороннего развития ребенка и его адаптации.
15. Непрерывный цикл занятий. Это цикл обязательных занятий, которые проводятся в ежедневном режиме и длятся не менее трёх часов (начиная с возраста 3-6 лет).
16. Обязательная разновозрастность в пределах трёхгодичных диапазонов.
17. Отсутсвие соревновательного мотива и сравнения успехов. Сравнение возможно только с самим собой прошлым.