КУРС «ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»Шахматы – не просто игра, доставляющая детям много радости, но и эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
Цель программы: Подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.
Задачи программы объединяются в три категории.
1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:
• познакомить с историей шахмат;
• привить знания, умения и навыки в игре шахматы;
2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы:
Развивать логическую память, мышление, пространственное воображение, внимание, самостоятельность.
3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы:
Выработать настойчивость, волю, спокойствие, выдержку, усидчивость. Развитие у детей способности к управлению собственным поведением и сознанием, саморегуляции, преодолению трудностей в разных видах деятельности.
Планируемые результаты• Учащиеся получат представления о шахматной истории и культуре.
• Учащиеся будут знать правила шахматной игры, права и обязанности игрока, центральные понятия о тактике и стратегии; учащиеся будут уметь применять указанные знания на практике, играть с высокой концентрацией, следить за фактором времени в шахматной партии.
• Учащиеся будут знать основные шахматные понятия (шах, мат, ничья, пат, связка, вилка, двойной удар, вскрытый и двойной шах);
• Учащиеся будут уметь определять цвет и названия полей; ставить мат одинокому королю (линейный мат, мат ферзем, мат ладьей), уметь ставить мат в 1 ход и простейшие маты в 2 хода.
• Учащиеся будут уметь грамотно разыгрывать дебюты, знать основные открытые начала (Русская, Испанская, Итальянская партия и т.д.), знать и применять на практике основные тактические удары (связка, вилка, открытое нападение и др.), уметь составлять простейший план игры, уметь разыгрывать основные шахматные окончания (включая матование одинокого короля: ладьей, двумя слонами, конем и слоном).
• Учащиеся будут уметь записывать шахматную партию, знать правила поведения игрока на соревнованиях, а также сыграют в одном или двух тренировочных турнирах.
Содержание учебного (тематического) планаТема 1. Вводное занятие. История и легенды о возникновении шахмат.
Тема 2. Шахматная доска: вертикали, горизонтали, диагонали, обозначение полей.
Тема 3. Правила передвижения фигур
Тема 4. Элементарные понятия о шахматной игре.
Тема 5. Мат в 1 ход.
Тема 6. Мат тяжелыми фигурами.
Тема 7. Простейшие тактические приемы.
Тема 8. Основные принципы игры в дебюте.
Тема 9. Тактические приемы.
Тема 10. Комбинация и ее роль в шахматной партии.
Тема 11. Дебютные ловушки и их роль.
Тема 12. Решение задач на мат в два хода с помощью жертвы.
Тема 13. Превращение пешки.
Тема 14. Гамбиты как средство обострения борьбы с начала партии.
Тема 15. Конкурс решения комбинаций.
Тема 16. Турниры с укороченным контролем времени.
Тема 17. Разбор партий учащихся.
Тема 18. Сдача тестов по тактике и технике эндшпиля.
Рассмотрим подробнее каким образом шахматы развивают те или иные способности:- Логическое мышление. В процессе игры возникают различные ситуации. Подсчитано, что существует несколько миллионов позиций. При таком многообразии легко сбиться с верного пути. Разобраться в ситуации помогает правильно выстроенная цепочка умозаключений, основанная на знаниях и умениях.
- Память. В процессе занятий ребенок узнает различные шахматные приемы и планы. Его дальнейшие результаты зависят от воспроизведения этих знаний на практике. У каждого шахматиста существует набор приемов и стратегий, которые позволяют добиться ему успеха.
- Абстрактное мышление. Цена ошибки в шахматах очень высока. Большинство действий тщательно продумывается и просчитывается игроком. Эти операции приходиться совершать, не передвигая фигур. То есть моделируется ситуация и подбираются лучшие варианты для ее реализации.
- Стратегическое мышление (Планирование). Основная цель шахматиста – поставить мат королю соперника. На основе этого он формирует различные планы по реализации своей идеи. Занятия способствуют как составлению плана, так и его проведению в жизнь.
- Счетные способности. В процессе партии соперник порой ставит большое количество преград. Умение разбивать эти преграды и не попадаться в ловушки оппонента формируется посредством постоянного счета позиции. Этот расчет производится за обе стороны и достигает 3-5 ходов у начинающих шахматистов.
- Умение оценивать ситуацию и принимать решение. На занятиях шахматист получает систему знаний, позволяющую ориентироваться в огромном многообразии позиции, возникающих в процессе игры. На основе этих знаний он оценивает ситуацию. В ряде случаев возникает большое количество продолжений. Но ход делается только один. Шахматист должен принять максимально правильное решение в условиях ограниченного промежутка времени.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.
Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым детям.