Какой он - педагог нового времени?

Самым ценным в любой системе является человек. Сфера продаж, услуг, развлечений, - всё функционирует благодаря людям, которые договорились, что и как именно они должны делать. Образование не просто не исключение, а чуть ли не главный пример вклада человека в результат работы.
В феврале мы (Ольга Пешкова, учредитель Гнезда, и Ирина Трунова, семейный психотерапевт) были на съезде педагогов в “Новой школе” - частной школе Москвы, построенной на действительно гуманистических принципах. Встречу посвятили обсуждению актуальные вопросы образования реального времени.

Одной из горячих тем обсуждения стала проблема поиска педагогов для образовательных учреждений “нового времени”. Люди, которые росли и учились в называемой нами “обычной", традиционной системе образования, ощущают на себе последствия и понимают: система уже не так или недостаточно работает на благо ребенка. Поэтому люди хотят создать другие условия для нового поколения, которое сможет быть более счастливым.
Оказалось, что руководителям новых школ трудно найти хорошего в их понимании педагога, специалиста, который будет подходить и месту, и идеям места. Не менее важно найти что предложить такому человеку в качестве условий, чтобы он захотел присоединиться к команде. Поэтому поиск специалиста усложняется тем, что у работодателя и соискателя должны найтись точки соприкосновения.
На круглом столе директор Новой школы рассказала, на что они ориентируются при поиске кадров, а также участники дискуссии дополнили список критериев.

Итак, на что стоит опираться при подборе педагога и на что опираемся мы:

  1. Мы говорим об образовании до 18 лет, поэтому человеку, который учит и взаимодействует с детьми минимум полдня, должны быть интересны дети как люди! Идеально найти того, кто искренне радуется встрече с детьми в классе или коридоре, ему нравится общаться с учениками не только в течение занятия, он хочет и делает достаточно для того, чтобы детям нравилось учиться, пробует разные форматы подачи материалов, чтобы найти максимально работающий для конкретных детей. Тогда этот педагог будет эффективен, ведь он не просто механически работает на уроках, а учитывает интересы детей и хочет быть причастным к их развитию.
  2. В традиционной образовательной системе основным, а бывает, и единственным критерием является факт наличия определенного образования. Сейчас же школы (нового времени) ищут человека с хорошей академической базой и знаниями в его специальности, а также желанием расширять свои знания. Опираясь на известные слова Сократа, добавим, что силён тот, кто понимает, что чего-то не знает, и хочет узнать больше. Важно, чтобы педагог не просто имел знания, а владел методом преподавания. Можно знать невероятно много, но если не уметь подать материал ребенку так, чтобы заинтересовать и пробудить в нем жажду, то смысл этих знаний на практике обнуляется.
  3. При выборе специалиста важно помнить, что нет одного верного способа подачи знаний для всех педагогов, но важно, чтобы человек знал, как применять метод, чтобы самим собой зажигать в ребенке интерес и доносить знание. А этому будет способствовать и собственный интерес педагога к предмету.
  4. Один из важнейших критериев выбора - схожесть, а точнее общность в ценностях системы и педагога (а также родителей ребенка, который планирует учиться). Образование будет хорошо работать для ребенка и не травмировать, когда три стороны (система, педагог, родитель) одинаково смотрят на принципиально важные для них вещи. Перед каждой стороной встают вопросы, к примеру:
  • Является ли ребенок отдельным человеком с правом на выбор или он просто маленький, поэтому глупый и “сам нормально решить не может”, а я знаю, как ему лучше?
  • Что я хочу дать ребенку с самого детства, вложить в него?
  • Какую картину мира я хочу предложить? Что в жизни важно уметь, знать?
  • Как можно, а как нельзя взаимодействовать с людьми? Где границы меня и других.
  • Какую эмоциональную атмосферу я хочу создать для развития ребенка; какие условия, на мой взгляд, будут благоприятными и подпитывающими? В этих вопросах раскрываются мировоззренческие ценности, в первую очередь, ведь образование начинается с отношения к человеку, а не с метода.
5. Последний по порядку, но не ценности пункт - новому времени нужен тёплый педагог! Именно для нас важно, чтобы человек “грел” ребёнка, давал ему эмоциональную поддержку, умел подбодрить и успокоить - и это было бы не просто навыком, а чертой его характера. Ребёнок хочет учиться и быть там, где ему хорошо. А как это? Чтобы понять, достаточно обратиться к себе и заметить: а ведь мне хорошо там, где я знаю, что меня принимают, готовы защитить и где я имею значение. Если мы сможем дать это ребенку, то построим привязанность, которая будет фундаментом всей образовательной и воспитывающей работы. Нужно вкладываться в отношения с детьми, и тогда в атмосфере безопасности и принятия они будут без страха и с любопытством изучать мир.
Наши лица рады видеть ваши лица
Елена, Монтессори-педагог в классе 3-6
Ирина, семейный психотерапевт, ведет Воспитание искусством и игру в пластилин
Дарья, ассистент вечернего педагога в классе 3-6
команда малого Гнезда
Диана, ассистент Монтессори-педагога в тоддлерах, ведущая группы "Мама и малыш"
Елена, вечерний педагог в классе 3-6
Рита, педагог по творчеству
Анна, ассистент Монтессори-педагога в классе 3-6